Что такое фура, ее виды и грузоподъёмность

Грузоперевозки - основа современной экономики и логистики. И ключевую роль в них играют фуры - крупные грузовые автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа. Они позволяют быстро, надежно и экономично перевозить огромное разнообразие грузов: от продуктов до промышленного оборудования. Фуры стали незаменимы в региональных и международных перевозках благодаря своей универсальности и впечатляющей грузоподъемности. В данной статье мы подробно разберем, что такое фуры, какие у них бывают виды и на что они способны.
Что такое фура
Слово "фура" обычно используют для обозначения крупных грузовиков ­- грузовых автомобилей, состоящих из седельного тягача и полуприцепа. Этот термин пришел в русский язык из немецкого в начале XX века и изначально относился к большим повозкам на гужевой тяге. Со временем, по мере развития автотранспорта, фурами стали называть тягачи с полуприцепами.

Главная особенность конструкции фуры - это соединение двух частей: тягача и полуприцепа. В отличие от обычных прицепов, которые просто цепляются сзади, полуприцеп опирается передней частью на седельно-сцепное устройство тягача. Именно поэтому тягачи с полуприцепами часто называют "седельными". Такая конструкция позволяет оптимально распределить вес груза между осями автопоезда и добиться высокой грузоподъемности.
Назначение и сфера применения фур
Фуры незаменимы для перевозки большого количества самых разных грузов на дальние расстояния. Основные преимущества использования фур в грузоперевозках:

  • впечатляющая грузоподъемность - от 10 до 100 тонн и выше;
  • возможность перевозить крупногабаритные и длинномерные грузы;
  • высокая вместимость - объем кузова может составлять более 120 м3;
  • универсальность - возможность использовать различные виды полуприцепов;
  • относительная экономичность по сравнению с другими видами транспорта.

Фуры - основа автопарка большинства транспортных компаний, занимающихся грузоперевозками. По статистике на долю автотранспорта приходится более 70% объема перевозок грузов в России. Седельные тягачи с полуприцепами доставляют продукты питания, промышленные товары, строительные материалы, контейнеры, технику, древесину и многое другое. Важно, что они обеспечивают связь между предприятиями, складами, портами и торговыми объектами.
Классификация фур по конструкции
Чаще всего выделяют несколько основных типов фур в зависимости от конструкции полуприцепа:

  1. Еврофуры или тентованные полуприцепы - самый популярный вид. Такие полуприцепы имеют каркас, обтянутый тентом из прочного материала. Объем кузова стандартной еврофуры - 82-96 м3.
  2. Бортовые полуприцепы. Данные полуприцепы состоят из платформы с откидывающимися или съемными бортами без верхнего укрытия. Удобны для перевозки техники, контейнеров, длинномерных и нестандартных тяжелых грузов.
  3. Шторные фуры или полуприцепы. Похожи на еврофуры, но обладают раздвижными боковыми стенками из плотной ткани или ПВХ, что ускоряет боковую загрузку/выгрузку. Шторные полуприцепы могут иметь съемные стойки и верхние дуги.
  4. Самосвальные полуприцепы. Оборудованы механизмом подъема кузова для быстрой выгрузки сыпучих грузов - щебня, песка, зерна и т. п. Эти полуприцепы выпускаются с боковой, задней или трехсторонней разгрузкой.

Каждый из этих типов имеет свои особенности и преимущества, позволяющие оптимально перевозить определенные виды грузов. От выбора подходящей конструкции во многом зависит эффективность и безопасность грузоперевозок.

Классификация фур по назначению
В зависимости от типа перевозимых грузов и условий перевозки полуприцепы могут иметь узкую специализацию:

  1. Изотермические фуры. Предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов. Имеют герметичный кузов с термоизоляцией из сэндвич-панелей, поддерживающий температурный режим.
  2. Рефрижераторы. Также используются для транспортировки продуктов, но дополнительно оборудованы холодильной установкой. Это позволяет перевозить грузы с соблюдением заданного температурного режима.
  3. Тяжеловозы. Предназначены для транспортировки крупногабаритной строительной и спецтехники, промышленного оборудования. Отличаются усиленной рамой и большим количеством осей (от 3 до 7 и более).
  4. Контейнеровозы. Используются для перевозки морских контейнеров. В наличии специальные фитинги для надежной фиксации контейнеров. Часто применяются для обеспечения связи между портами и складами.
  5. Автоцистерны. Предназначены для транспортировки жидкостей: от пищевых продуктов до химикатов и нефтепродуктов. Представляют собой емкость особой формы на шасси полуприцепа.
  6. Лесовозы. Используются для перевозки длинномерных лесоматериалов - бревен, брусьев и т. п. Оборудованы специальными стойками-кониками и часто имеют погрузочные краны-манипуляторы.

Типовые габариты и размеры фур
Максимальные параметры фур, разрешенные для движения по дорогам общего пользования, регламентируются законодательством. В большинстве стран Европы, включая Россию, действуют следующие ограничения:

  • длина автопоезда - не более 16,5 м для одиночных и 20 м для сцепок;
  • ширина - не более 2,55 м;
  • высота - не более 4 м.

Самый популярный тип кузова в России и Европе - еврофура. Ее стандартные внутренние размеры: 13,6 м в длину, 2,45-2,48 м в ширину и 2,45-2,78 м в высоту. Такой объем кузова (80-90 м3) позволяет оптимально разместить 33 европоддона или 26 стандартных поддонов.
Грузоподъемность различных видов фур
Главным параметром фуры, который интересует грузоотправителей, является грузоподъемность. Она зависит от конструкции полуприцепа и, в частности, от количества осей. Стандартные 2-3 осные еврофуры, как правило, рассчитаны на 20-24 тонны груза. Более мощные 4-х осные тяжеловозы способны перевозить до 60 тонн полезной нагрузки.

Для перевозки особо тяжелых и негабаритных грузов применяются специальные низкорамные платформы с 5-7 и более осями. Такие фуры-тяжеловозы могут иметь грузоподъемность 100-150 тонн и использоваться, например, для перевозки строительной техники и промышленного оборудования.
Преимущества и недостатки использования фур
Широкое использование фур в грузоперевозках обусловлено целым рядом преимуществ этого вида транспорта:

  • Экономичность. По сравнению с другими видами транспорта (ж/д, авиа) автоперевозки фурами обходятся дешевле, особенно на относительно небольших расстояниях.
  • Доступность. Для перевозки фурой нужны только дороги, в то время как самолетам и поездам необходима специальная инфраструктура (аэропорты, ж/д станции).
  • Маневренность. Фуры могут доставить груз "от двери до двери", в любую точку, куда ведут дороги. Это позволяет минимизировать дополнительные перегрузки.
  • Скорость. Автотранспорт обычно быстрее доставляет грузы, чем железная дорога, и не зависит от расписания.
  • Сохранность. При правильной упаковке и размещении грузы на фурах надежно защищены от повреждений и хищений в пути.

Но у фур есть и некоторые недостатки:

  • Зависимость от дорожных условий. Качество и наличие дорог напрямую влияет на возможность и скорость доставки фурами.
  • Ограничения по весу и габаритам. Даже тяжеловозы не могут перевозить грузы весом более 150-200 тонн, в то время как ж/д транспорт способен перевозить грузы в тысячи тонн.
  • Подверженность пробкам и заторам. Особенно это актуально в крупных городах и на загруженных трассах.
  • Экологичность. Большое количество фур на дорогах неизбежно увеличивает выбросы CO2 и других вредных веществ.

Фуры или седельные тягачи с полуприцепами - основа современных грузоперевозок. Без них невозможно представить эффективную работу торговли и промышленности.
Если вам нужно организовать доставку груза или вы хотите получить больше информации по теме, свяжитесь с нами по указанным контактам. Наши специалисты ответят на все ваши вопросы и помогут подобрать оптимальный транспорт для перевозки ваших грузов. Работаем не только по Москве и области, но и по другим городам России и странам.
Вес средней фуры составляет около 12-15 тонн, но в максимальной комплектации может достигать 20-25 тонн. Точный вес зависит от типа кузова, количества осей и дополнительного оборудования.