Строповка грузов: что такое, способы, этапы и схемы строповки

строповка груза
Строповка грузов - важнейший этап любых погрузочно-разгрузочных работ. От правильного выбора схемы строповки зависит не только сохранность перемещаемого объекта, но и безопасность людей, работающих с грузом. Поэтому каждый, кто связан с транспортировкой и монтажом тяжелых предметов, должен разбираться в способах обвязки и типах грузозахватных приспособлений. В этой статье мы подробно разберем все нюансы строповки, расскажем об основных правилах и типовых схемах, а также дадим рекомендации по безопасному перемещению грузов.

Что такое строповка грузов и зачем она нужна

Это процесс обвязки и закрепления перемещаемого объекта с помощью специальных грузозахватных приспособлений - строп. Они могут быть цепными, канатными, тросовыми или текстильными, а также иметь различную конфигурацию и грузоподъемность. Наиболее распространены универсальные стропы. Главная задача - обеспечить надежное крепление груза к крюку крана, лебедки или другого грузоподъемного механизма для его безопасного подъема и перемещения.

Правильная строповка позволяет равномерно распределить нагрузку на все ветви стропов, предотвратить смещение или падение груза во время транспортировки. Она также защищает сам груз от повреждений, которые могут возникнуть при контакте с острыми ребрами или неправильном расположении точек крепления.

Основные правила строповки грузов

Чтобы обеспечить безопасное перемещение груза, необходимо соблюдать ряд важных правил:
  • 1
    Выбирать стропы, ремни и другие грузозахватные приспособления нужно с учетом массы, габаритов и особенностей конструкции груза. Их грузоподъемность должна соответствовать весу поднимаемого объекта с запасом прочности. Компании-производители указывают эти параметры в сопроводительной документации.
  • 2
    Все элементы строповочной оснастки - стропы, крюки, замки, петли, предохранительные устройства должны быть исправны и не иметь видимых повреждений. Использовать дефектные изделия строго запрещено. Их износ контролируется регулярными осмотрами.
  • 3
    Перед началом работ следует проверить отсутствие у груза выступающих острых кромок, которые могут повредить стропы. При необходимости места контакта защищают специальными прокладками и подкладками.
  • 4
    Способ строповки и количество ветвей стропа выбирают так, чтобы угол между ними не превышал 90°. Это позволяет избежать чрезмерной нагрузки на отдельные ветви.
  • 5
    Груз поднимают плавно без рывков. При этом следят за тем, чтобы он не раскачивался и не вращался. Если строповка выполнена неправильно, перемещаемый груз необходимо опустить и заново застропить.
За соблюдение этих и других правил отвечает стропальщик - специально обученное ответственное лицо, имеющее необходимую квалификацию и допуск к выполнению работ.

7 этапов строповки грузов

Процесс строповки грузов обычно включает следующие этапы:
  • 1
    Подготовительный этап
    Определяют массу и центр тяжести груза, выбирают подходящую схему и грузозахватные приспособления. Проверяют их исправность и соответствие условиям работы.
  • 2
    Осмотр груза
    Визуально оценивают состояние груза, выявляют возможные повреждения и деформации. При необходимости принимают меры для их устранения.
  • 3
    Подвод стропа
    Стропальщик подводит крюк грузоподъемного механизма к грузу и закрепляет на нем ветви стропа в соответствии с выбранной схемой обвязки.
  • 4
    Натяжение стропа
    Его плавно натягивают, следя за тем, чтобы он не перекручивался и равномерно обхватывал груз со всех сторон.
  • 5
    Проверка надежности строповки
    Приподнимают груз на небольшую высоту (20-30 см) и еще раз оценивают правильность и надежность его закрепления.
  • 6
    Перемещение груза
    Если строповка выполнена верно, можно приступать к подъему и перемещению груза к месту назначения. При этом контролируют его положение и следят за состоянием оснастки.
  • 7
    Отцепка груза
    После доставки в нужную точку груз опускают на подготовленную площадку и осторожно отцепляют от него стропы. Затем цикл повторяется.
От правильного выполнения каждого из этих этапов зависит конечный результат работы и безопасность всех участников процесса строповки и транспортировки груза. Рабочие должны быть обучены и аттестованы.

Основные способы и схемы обвязки грузов

Существуют различные виды и способы обвязки грузов, которые подбирают с учетом их формы и конструктивных особенностей. Рассмотрим самые распространенные из них:
✅Свободная укладка. Строп охватывает груз петлей и закрепляется на нем без натяжения. Применяется только для легких, хорошо сбалансированных грузов, которые не могут выскользнуть из-под стропа.

✅Обвязка "на удавку". Один из концов стропа пропускают под грузом и надевают петлей на другой конец, после чего стягивают в обхват. За счет трения петля прочно удерживает груз. Удобна для обвязки длинномерных предметов - труб, бревен, свай, балок.

✅Корзиночная зацепка. Груз размещают в "корзинке" из парных ветвей стропа и цепляют их кольцевыми концами за крюк. Может быть одинарной, двойной и с обкручиванием вокруг груза. Применяется для тяжелых грузов, которым требуется двухточечная строповка.

✅Вертикальный подъем. Самый простой способ: груз крепится к одной ветви стропа прямо за монтажную петлю или рым-болт и поднимается вертикально вверх. Подходит только для компактных грузов с симметричным центром тяжести.

✅Строповка ветвевыми стропами. Для равномерного распределения массы груза используют стропы с несколькими ветвями - двумя, тремя или четырьмя. Их закрепляют за монтажные петли на грузе и соединяют над ним в звене. Угол между ветвями должен составлять от 30° до 45°.
строповка длинномеров
При любом методе строповки нужно следить за тем, чтобы стропы не перетирались об острые края груза, не путались и не сползали с точек крепления. Если это происходит, её нужно переделать, используя прокладки или более надежные захваты.

Типовые схемы строповки различных грузов

Для многих распространенных грузов существуют типовые (стандартные) схемы строповки, которые учитывают их форму, размеры и конструктивные элементы. Они разработаны на основе практического опыта и расчетов. Приведем несколько примеров:
✅Строительные плиты, блоки, перемычки. Поднимают за предусмотренные монтажные петли, равномерно распределяя нагрузку на все имеющиеся точки крепления. Можно использовать 2-4 ветвевые стропы или траверсы с подвесными захватами.

Трубы, круглый прокат, сваи. Удобнее всего обвязывать "на удавку" двумя стропами на расстоянии не более 1/4 длины от торцов. Если груз слишком длинный, дополнительно подцепляют середину траверсой.

Листовой и профильный прокат, части машин и механизмов. Пачки металлических листов, профнастила обвязывают двумя стропами крест-накрест, охватывая с четырех сторон. Для подъема одного листа используют специальные струбцины и зажимы.

Контейнеры. 20 и 40 футовые контейнеры стропуют за верхние угловые фитинги четырьмя ветвями. Их предварительно закрепляют на специальной траверсе (распорной раме).

Колонны и металлоконструкции. Строповку выполняют за технологические отверстия или приваренные рым-болты, используя двух- или четырехветвевые стропы. При большой высоте могут понадобиться дополнительные оттяжки для удержания равновесия.
строповка длинномеров
Разнообразное оборудование и товары лучше поднимать в заводской упаковке, используя специальные контейнерные захваты. Иногда для этого требуется усиление ящиков в местах строповки. В любом случае, если есть инструкция или схема строповки от производителя груза, нужно следовать именно ей. При подъеме несерийных грузов ответственность за выбор способа строповки ложится на стропальщика и руководителя работ.

Меры безопасности при строповке и рекомендации по эксплуатации

Строповка грузов - работа повышенной опасности. Чтобы избежать несчастных случаев, травм и аварий при ее выполнении, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и требования норм и инструкций.
В частности, не допускается поднимать груз массой, превышающей грузоподъемность стропа и механизма. Запрещено применять стропы с механическими повреждениями, узлами, перекрученными ветвями. Нельзя поднимать людей или груз, находящийся в неустойчивом положении.

При эксплуатации канаты, тросы и текстильные стропы нужно защищать от воздействия высоких температур, кислот, щелочей и других агрессивных сред. Все грузозахватные приспособления через определенное время должны проходить испытания и осмотр. Срок службы строп зависит от интенсивности и условий их применения.
безопасность при строповке
Правильное обращение со стропами увеличивает срок их службы и повышает безопасность работ. При строповке нужно следить, чтобы стропы не перетирались об острые края груза, не перекручивались и не завязывались узлами. Хранить их следует в подвешенном состоянии или на специальных кронштейнах, оберегая от механических повреждений, влаги и загрязнений.

К процессу строповки следует допускать только аттестованный персонал, имеющий достаточную квалификацию и опыт. Стропальщики должны знать правила строповки, уметь определять массу и центровку груза, подбирать стропы и оценивать их пригодность к работе. Если масса груза неизвестна, ее следует определить до начала работ. На производстве и строительных площадках должны быть в наличии схемы строповки основных грузов. За нарушение требований безопасности работник несет дисциплинарную и уголовную ответственность.

Для некоторых специфических грузов, таких как детали машин со сложной геометрией, цапфы или металлические конструкции, может потребоваться разработка индивидуальной схемы строповки. В таких случаях следует обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Строповка должна всегда осуществляться в соответствии с утвержденной схемой, учитывающей материалы, форму и массу груза.
Разработкой схем занимается производитель оборудования. Он включает эти схемы в комплект документации, прилагаемой к оборудованию, наряду с инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию.